Советы по подготовке к ЕГЭ по химии

На основании собственного многолетнего опыта подготовки к ЕГЭ по химии представим несколько важных советов для успешной сдачи экзамена.

Ответственное отношение к экзамену

Первое, с чего хотелось бы начать разговор о подготовке к ЕГЭ по химии, – это необходимость осознанного отношения к экзамену. Здесь крайне важно четко сформулировать собственную мотивацию сдачи ЕГЭ по химии. В большинстве случаев это поступление на химические, химико-технологические, медицинские и иные направления подготовки в высших учебных заведениях, в том числе участие в конкурсе на места, финансируемые из бюджетных средств. Практика показывает, что подготовка к экзамену по химии с формулировкой «сдам, а там разберемся» не отличается высокой эффективностью и нацеленностью на результат. В то же время более осознанную подготовку и, как правило, более высокие результаты демонстрируют участники ЕГЭ, которые не только знают, что химия им нужна для получения высшего образования, но и, например, предварительно определили перечень университетов, институтов и академий для поступления, начали знакомство с порядком поступления, интересуются конкурсом прошлых лет на отдельные направления обучения. Понимание важности достойного результата ЕГЭ по химии для достижения конкретной цели, личного успеха настраивает выпускника на ответственную и усердную подготовку.

Достаточное время для подготовки

С большой долей ответственности мы заявляем, что подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ по химии за 2 недели, месяц или даже полгода практически невозможно. Мы не имеем в виду знакомство с форматом ЕГЭ, которому присущи шаблонность отдельных заданий экзамена и типовые виды расчетных задач, для школьников глубоко и основательно занимающихся химией. Здесь речь идет именно об освоении закономерностей химии, свойств и реакций неорганических и органических соединений, приобретении навыка решения различных расчетных задач и многих других разделов данного предмета. Для успешного овладения всем необходимым объемом знаний по химии требуется достаточное время. Исходя из нашего опыта, даже при среднем первоначальном владении химической дисциплиной самостоятельную подготовку для плодотворной сдачи ЕГЭ следует начинать заблаговременно (минимум за 2 года, то есть в 10 классе).

Наличие системы подготовки

Важной составляющей успешной подготовки является ее системность. Вне зависимости от формата подготовки, готовится ли будущий участник ЕГЭ самостоятельно, посещает ли подготовительные курсы или занимается с репетитором, обязательным элементом подготовки являются самостоятельные занятия. Для подготовки к экзамену необходимо выбрать удобное расписание для подготовки (дни недели, время начала занятия, продолжительность) и неуклонно ему следовать. Во время самостоятельной подготовки ничего не должно отвлекать от работы, важно рационально организовать рабочее место, обеспечить хорошее освещение и благоприятное влияние прочих факторов. Обращаем внимание, что несистемные занятия (например, разбор большого объема заданий на каникулах) всегда менее эффективны, чем регулярные занятия по расписанию.

Решение различных экзаменационных заданий

При подготовке необходимо главным образом решать задания ЕГЭ соответствующего года. В первую очередь рекомендуем выбирать материалы с пометками «допущено ФИПИ», «составлено экспертами ФИПИ» и т.д. Данные пометки, возможно, влияют на свободную конкуренцию на рынке учебных пособий, но опыт показывает, что подобные варианты в большей степени близки к материалам реальных заданий ЕГЭ, чем в случае других изданий. Вместе с тем следует отметить, что при подготовке следует решать различные материалы ЕГЭ, в том числе пособия прошлых лет, задания, не присутствующие в текущих материалах экзамена, а также расчетные задачи и задания из сборников, не связанных с форматом ЕГЭ, в том числе задания повышенной сложности и задания олимпиад различного уровня. Очевидно, данные задания не должны преобладать при подготовке к экзамену по химии, но они будут способствовать развитию творческих навыков решения задач различной сложности, повышению уверенности участника ЕГЭ в собственных силах, приобретению «иммунитета» экзаменуемого в случае нестандартного задания на экзамене.

Пристальное внимание к собственным ошибкам

Необходимо с особой осторожностью относиться к допускаемым ошибкам при решении экзаменационных заданий. Следует определять причину каждой допущенной ошибки. Необходимо отличать ошибки, допущенные случайно (например, единичная ошибка арифметического действия), или ошибки, обусловленные невнимательностью (причины данных ошибок тоже нужно анализировать), от ошибок, связанных с пробелами знаний, неправильным пониманием закономерностей, неверно заученными свойствами и реакциями. Последний вид ошибок требует детальной проработки, повторения теоретического материала. Рекомендуем придерживаться следующего принципа: лучше провести дополнительную работу над ошибками, выявленными на этапе подготовки, чем допустить ошибку на экзамене. Дополнительно советуем ознакомиться с пособием «Добротин Д.Ю., Свириденкова Н.В., Снастина М.Г. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по химии. М., 2019» (данное пособие публикуется ФИПИ ежегодно).

Тщательное изучение свойств и реакций неорганических и органических соединений

Отдельно хотелось бы остановиться на блоке заданий, связанных со свойствами и реакциями неорганических и органических соединений, которые неизменно вызывают значительные затруднения у участников ЕГЭ. Вероятно, именно многообразие свойств и реакций, наличие различных частностей, особенностей и исключений обуславливают сложность усвоения данного материала. В свою очередь, это приводит к тому, что у экзаменуемых зачастую не выстраивается стройная система генетических связей соединений, имеется определенная степень неуверенности при решении подобных заданий. По нашему опыту, для повышения результативности выполнения данных заданий ЕГЭ в стратегии подготовки к экзамену надо предусмотреть периодическое, многократное повторение теоретических разделов неорганической и органической химии. Безусловно, число повторений за время подготовки индивидуально для каждого участника ЕГЭ по химии и зависит от исходного уровня знаний. В результате подобного подхода свойства и реакции соединений от повторения к повторению запоминаются в большей степени, проясняется и дополняется общая система закономерностей свойств соединений. В идеальном случае экзаменуемый должен свободно владеть материалом данных разделов, безошибочно указывать продукты реакции по известным реагентам, без затруднений воспроизводить условия реакций, перечислять свойства рассматриваемых соединений.

Прочие рекомендации

Решение задач следует вести в письменном виде. Не стоит записывать решения на черновиках и отдельных листках. Записи следует вести в общей тетради.

При решении заданий полезно записывать уравнения реакций (даже если это не предусмотрено заданием).

Все новые реакции и свойства веществ следует сразу выписывать, не оставляя на потом. Новый материал следует выделять цветом, приклеивать стикеры и т.д. Периодически к отмеченным записям следует возвращаться для повторения.

При решении заданий под рукой всегда должны быть следующие материалы: Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева; таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде; ряд активности металлов (электрохимический ряд напряжений металлов).

Желаем Вам плодотворной подготовки и удачи на экзамене!

Полезные ссылки

Каталог заданий ЕГЭ по химии
Тренировочные варианты ЕГЭ по химии